Консультативные органы Европейского Союза

Слаженная работа институционального механизма ЕС в большой степени зависит от деятельности многочисленных комитетов, состоящих при институтах ЕС или являющихся самостоятельными органами ЕС. Комитеты выполняют различные задачи, играют большую роль в подготовке и обсуждении проектов новых правовых актов ЕС, оказывают влияние на содержание всей нормотворческой деятельности Союза.

Деятельность наиболее важных из них, имеющих статус консультативных органов ЕС общей компетенции, – Экономического и социального комитета и Комитета регионов – непосредственно регулируется положениями учредительных документов ЕС (гл. 3 “Консультативные органы Союза” раздела I части шестой “Институциональные и финансовые положения ДФЕС”).

В соответствии с ДЕС и ДФЕС Экономический и социальный комитет и Комитет регионов оказывают содействие законодательным институтам ЕС (Европейскому парламенту и Совету ЕС), а также Европейской комиссии путем осуществления “консультативных функций” (§ 4 ст. 13 ДЕС; § 1 ст. 300 ДФЕС). В ряде случаев учредительные документы ЕС прямо предусматривают обязанность запрашивать консультативное заключение Экономического и социального комитета и (или) Комитета регионов.

Формально заключение консультативного органа не имеет обязательной силы для принимающих соответствующее решение институтов. В то же время, если требование о запросе консультативного заключения не было выполнено, то это рассматривается как существенное нарушение процедуры принятия правового акта, которое может привести к его аннулированию Судом ЕС.

Кроме того, нельзя не учитывать растущий авторитет и социальную активность этих двух консультативных органов ЕС. Каждый комитет имеет право принимать различные рекомендации и заключения по собственной инициативе, чем они нередко пользуются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)