Медиация

Медиация – это переговоры с участием нейтрального посредника (медиатора).

В повседневной жизни многим из нас приходилось выступать в качестве посредника, чтобы примирить своих друзей или кол­лег, разрешить существующий между ними конфликт. Что-то по­хожее на медиацию можно наблюдать и в судебном заседании. Истец и ответчик (их представители) – это соответственно стороны, судья – нейтральный посредник. Стороны излагают свои по­зиции, приводят доказательства своей правоты, задают вопросы, судья на основании закона и доказательств, представленных сто­ронами, принимает решение относительно рассматриваемого дела. И все же рассмотрение дела судом нельзя назвать медиацией. Между судопроизводством и медиацией существует ряд существенных отличий. Руководитель Санкт-Петербургского Центра разрешения конфликтов О.В. Аллахвердова видит эги различия в следующем:

  1. В отличие от судебного заседания, вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным сторонами (в этом отношении медиация сходна с третейским судом).
  2. В судебном заседании стороны не принимают участия в принятии решения – это функция судьи. В медиации же стороны сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорного вопроса не принимает и не дает никаких рекомендаций.
  3. В суде стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если одна, а то и две стороны этим решением недовольны (как это нередко бывает). Медиация же – процесс, в котором ничего не решается без согласия спорящих сторон; все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно принимают на себя обязанности выполнять принятые ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями.
  4. Задача суда – определить, кто из сторон прав, а кто виноват (или разделить вину между ними). Медиация же изначально нацелена на другое – на поиск согласия; в ходе медиации стороны не ищут “правого” и “виноватого”, а с помощью посредника обсуждают различные варианты решения конфликта и совместно выбираю! из них тот, который обе сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то. что каждая сторона понимает под справедливостью, а не на юридические законы, прецеденты и правила.
  5. Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса переговоров. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между вами, другой стороной и медиатором. Он будет держать в секрете все разговоры и информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить судебное заседание, а конфиденциальность в принципе невозможна.
  6. Процесс медиации относительно непродолжителен. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. Важно также, что медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Для большей наглядности ниже представлена сравнительная таблица, характеризующая особенности суда и медиации.

Рассмотрим принципы медиации:

  1. Равноправие сторон – стороны в процессе медиации име­ют равные права: в выборе медиатора, процедуре, поведении, информации, в оценке приемлемости предложений, условий со­глашения и т.п.
  2. Нейтральность посредника у медиаторов есть такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внутренне “пустым”, никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно, важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Этот принцип не­разрывно связан с принципом равноправия сторон. Вели только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпатизирует другой стороне, процесс медиации будет сорван, и медиатор может быть обвинен в сговоре со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать себе другого медиатора.
  3. Добровольностьникто не может заставить стороны прийти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное согласие сторон на участие в медиации, и стороны сами могут выбрать себе посредника. В медиации, в отличие от судебного заседания, каждая сторона имеет право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не устраивает предложенная кандидатура медиатора, она может попросить о его замене.
  4. Конфиденциальность – вся информация, которая становится известной в ходе проведения медиации, является закрытой и ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон информацию, полученную от другой, передача информации происходит только с согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает сторонам, сообщает так же и о том. что если он будет вызван в суд в качестве свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет. Надо заметить, что подобное замечание противоречит действующему законодательству (ст. 73 и 74 УПК РСФСР) и может повлечь за собой определенные санкции, предусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодательства не будет только в случае, если медиатор является адвокатом одной из сторон, но тогда может возникнуть сомнение в его нейтральности. В некоторых странах, например в США, закон защи­щает медиатора и позволяет не сообщать суду информацию, став­шую известную ему в процессе медиации.

Рассмотрим функции, которые выполняет медиатор.

  • Организация переговоров и создание атмосферы для достижения соглашения. Медиатор подготавливает место проведения переговоров. Психологи утверждают, что переговоры, медиацию лучше проводить за круглым столом, на столе должны быть ручки и бумага для записей (в ходе медиации это может пригодиться). В помещении, в котором будет проходить медиация, не должно быть лишних людей. Ничто не должно отвлекать медиатора и стороны от предстоящей работы. Медиатор создает необходимую атмосферу для переговоров, разряжает возможное напряжение между сторонами, сообщает сторонам правила, по которым будет проходить процесс медиации, устанавливает регламент работы, рассказывает об этапах проведения медиации, чтобы стороны до начала переговоров представляли себе ход процесса.
    Медиатор контролирует последовательность ведения переговоров, не позволяет сторонам вести себя некорректно, постоянно следит за тем, чтобы соблюдались принципы медиации. В случае необходимости медиатор проводит с каждой стороной встречу с глазу на глаз – эта встреча носит название “кокус”и представляет собой собеседование медиатора с каждой стороной индивидуально.
     Возможность проведения кокусов медиатор оговаривает во вступительном слове.
  • Побуждение стороны к анализу конфликта. Для медиатора, так же как и для юриста, одним из залогов успеха является умение использовать в работе вопросы. В ходе переговоров медиатор своими вопросами пытается сделать так, чтобы стороны шире взглянули на сложившуюся ситуацию, постарались понять точку зрения своего партнера, объективно оценили свои возможности, он помогает отделить эмоции от фактических обстоятельств, показывает сильные и слабые стороны позиций сторон, а также последствия, которые могут возникнуть. Вот возможные вопросы:
    1. Как вы считаете, насколько реально выполнение ваших требований второй стороной
    2. Что, на ваш взгляд, может предложить в сложившейся ситуации ваш собеседник?
    3. Почему так отреагировал на ваши слова ваш собеседник?
    4. Это обстоятельство имеет значение для вашего собеседника?
  • Активное слушание на всех этапах проведения медиации. Используя техники активного слушания, перефразирования (во время медиации используются те же техники, что и при проведении переговоров), медиатор помогает сторонам высказать свое мнение о сложившейся ситуации, прояснить все необходимые детали и спорные моменты. Перефразируя все рассказанное ему, медиатор дает возможность самой стороне услышать свой соб­ственный рассказ из его уст, попутно сглаживая все острые углы (некорректные слова, замечания, интонации), что даст возможность и второй стороне услышать менее эмоциональный рассказ своего партнера из уст нейтрального человека. Медиатор работа­ет своеобразным переводчиком, постоянно следя за тем, чтобы смысл сказанного стороны понимали одинаково.
  • Генерация идеи. Медиатор помогает сторонам увидеть иные пути разрешения их ситуации. Часто случается так, что стороны не видят других путей разрешения спора, чем те, которые они предлагают друг другу. Медиатору как человеку, наблюдающему за конфликтом со стороны и не симпатизирующему ни одной из сторон, проще увидеть решение, которое может устроить каждую из спорящих сторон. Но медиатор в этом случае не должен напрямую сообщать сторонам об этом решении. При помощи вопросов он должен помочь сторонам начать поиски нового решения ситуации. Но стороны должны найти решение сами, их переговоры, и ответственность за результаты этих переговоров лежит на них. Если медиатор нарушит это правило и предложит сторонам конкретный способ разрешения конфликта, а стороны выполнят его указания, то в случае возникновения по окончании медиации у сторон постконфликта во всем может быть обвинен медиатор, так как именно он дал неверный совет. Таким образом, медиатор никогда не должен давать сторонам рекомендации, как им следует поступить в сложившейся ситуации.

Медиатор генерирует идеи, например, таким образом:

  • Как вы думаете, существуют иные решения, кроме тех, что предлагаете вы? Попробуйте, используя “мозговой штурм”, набросать другие возможные варианты разрешения этой ситуации, а затем выберите тот, который устроит каждого из вас.
  • Вы не могли бы скорректировать свой вариант решения ситуации с учетом пожеланий другой стороны?

При выработке совместного решения стороны учитывают все нюансы своих взаимоотношений и специфику своей работы, о которых медиатор может ничего не знать, поэтому решение, найденное самими сторонами, будет всегда лучше и надежнее.

В случае если стороны никак не могут отвлечься от предлагаемых ими решений, медиатор своими вопросами может помочь “увидеть”‘ другой вариант, используя, например, такие вопросы: “Может быть, стоит рассмотреть такую идею…?”; “Что, если сделать…?”.

  • Расширение ресурсов сторон. Медиатор снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию. Однако он должен быть очень осторожен, чтобы не давать никаких толкований, разъяснений или советов. Вся предоставляемая информация должна содержать только действительные факты и не зависеть от побочных сведений, уточнений и интерпретаций. Если есть вероятность, что сведения, которыми располагают стороны, неполны, неверны или допускают различные толкования, медиатор рекомендует сторонам обратиться к соответствующим надежным источникам, где они смогут получить правильную информацию, разъяснение или совет. Например, он может дать сторонам прочесть формулировку закона или другого юридического документа, но при этом не имеет права интерпретировать этот документ, а в случае возникающих проблем обязан рекомендовать им обратиться к юристу. Посредник должен быть уверен, что стороны не полагаются слепо на его утверждения. Он не имеет права оценивать позицию стороны, заявляя, например: “Если ваша позиция основывается на…, то это неверно”.
  • Обучение сторон переговорам. Медиатор своим примером и своими действиями помогает сторонам вести переговоры с установкой на сотрудничество, пресекает любые попытки давления, оскорблений и прочего некорректного поведения, создает комфортную атмосферу для переговоров и просит стороны об уважительном отношении друг к другу.
  • Тестирование на реальность. Во время переговоров медиатор своими вопросами помогает сторонам оценить реалистичность обсуждаемых предложений и принимаемых решений. На­пример:
    • Если вы примете это предложение, как, на ваш взгляд, оно будет выполняться?
    • А что может произойти, если предложенный вами вариант не сработает?
    • Сможет ли вторая сторона уложиться в предложенные вами сроки?
  • Вентилирование эмоций. Во время проведения медиации, особенно в ее начале, может возникнуть напряжение в беседе сто­рон. В этом случае для установления и поддержания доброжелательной и рабочей атмосферы медиатор применяет технику “вентилирование эмоций”. В иной ситуации стоит дать сторонам открыто “сбросить” накопившиеся негативные эмоции, но при этом необходимо тщательно контролировать весь этот процесс, чтобы стороны не зашли слишком далеко. Подобный выброс эмо­ций позволит сторонам избавиться от всего негативного, что у них накопилось за время конфликта. Это может послужить некоей гарантией того, что подобный эмоциональный всплеск не про­изойдет в момент подписания достигнутого соглашения и не перечеркнет работу каждого участника медиации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)