Место политической теории в политической науке и дифференциация политических теорий
Политическая теория является частью политической науки, ее теоретической субдисциплиной.
Нормативные теории, представляя собой определенный набор норм, стереотипов поведения, закрепленных традицией, имеют предписывающий или рекомендательный характер. Они часто основываются на общественной морали, а потому все происходящее оценивается с моральной, традиционной точки зрения.
Нормативные политические теории формируются на основе понимания теории политики как поиска политического идеала, например, идеальной формы правления, как чисто теоретического и чисто политического знания, вытекающего только из политических связей и закономерностей.
«Нормативная политическая теория, – по мнению Т. А. Алексеевой, – это способ размышления о политических институтах, в особенности тех, которые связаны с властью. Она занимается узаконением имеющегося политического устройства или его альтернатив…».
Типичными для нормативной теории являются три положения:
- Добиваться внутренней связанности моральных аргументов.
- Опираться на социальные науки (например, социальную антропологию и историю) с целью проверки правильности эмпирических предпосылок приводимых аргументов.
- Сопоставлять выводы с интуитивными представлениями самого теоретика.
После 1970-х гг. нормативная политическая теория разделяется на два основных течения.
Первое течение занималось проблемами распределительной справедливости, свободы и социального равенства; второе – деятельностью, целями и моральными основаниями такого политического института, как государство, его взаимоотношениями с гражданами, например решением таких вопросов: «Почему мы должны подчиняться законам?», «В каких случаях, наоборот, законным будет гражданское неповиновение?».
Нормативные теории в сравнении с эмпирическим знанием представляются более абстрактными и поэтому более удаленными от реальной политики теоретическими конструкциями, которые необходимы для поиска и объяснения сущности, роли и места политического явления или процесса в политической жизни, систематизации подобных феноменов и процессов, обнаружения закономерностей их существования.
В противоположность нормативным эмпирические теории учитывают не столько политический идеал, сколько реальный политический опыт, основываются на конкретных политических событиях и процессах, а также учитывают влияние на политику неполитических факторов, таких как географическое положение государств, их исторический путь, демографическая ситуация и др.
Для более четкого разделения фундаментальных и прикладных исследований А. А. Дегтярев предложил следующие критерии (см. табл. 1).
Таблица 1. Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии
Если фундаментальные теоретические исследования решают основополагающие политические проблемы, например взаимодействие власти и общества, при помощи государственных институтов или политической системы, то прикладная политология нацелена на решение конкретных практических задач, например проведение парламентской реформы в данной стране на основе общей теории парламентаризма.
- Школы, направления, теории и особенности современной геополитики
- Теории и школы классической геополитики
- Зарождение геополитических идей
- Отечественные подходы к исследованию мировой политики
- Марксизм и неомарксизм
- Неореализм и идеализм
- Идеализм и реализм
- Причины стагнации транзита и откатов волн демократизации
- Понятие консолидация демократии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу