Межгосударственное сотрудничество по проблемам беженцев

Международное сотрудничество государства в области урегулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой такое урегулирование, которое включает в себя большой диапазон связей и на двусторонней основе, и на многосторонней основе.

Международное сотрудничество государства в сфере регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев подразумевает и сотрудничество с разными международными организациями, кроме этого и сотрудничество общественными организациями и религиозными фондами и организациями, с международными неправительственными организациями.

Главными функциями такого сотрудничества являются: помощь в регулировании проблем в политической сфере, в социально – экономической сфере, а также в правовой. Такие проблемы в разных сферах связаны с разрешением вопросов вынужденной миграции; распространение, учёт международного опыта для разрешения проблем вынужденной миграции.

При этом:

  • привлекаются международные эксперты;
  • предотвращение всех потоков вынужденных мигрантов;
  • участие в разработке, реализации программ деятельности международных организаций;
  • контроль за деятельностью общественных и религиозных организаций и фондов, российских, зарубежных, международных государственных и частных структур, которые заинтересованы в помощи в реализации миграционных программ.

Присоединяясь к Протоколу 1967 г., государства берут на себя обязанность по применению основных положений Конвенции 1951 г. «О статусе беженцев». Все страны, которые являются участниками Конвенции 1951 г. «О статусе беженцев» и Протокола 1967 г. к ней, обязаны соблюдать нормы международных документов.

Возникновение на территории государств СНГ большого числа вооруженных конфликтов немеждународного характера привело к массовой вынужденной миграции в пределах стран Содружества. Для решения вопросов международной защиты данной категории лиц главы девяти государств СНГ (кроме Грузии, Молдовы и Украины) 24.09.1993 подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое было дополнено 10.02.1995. Соглашение вступило в силу 21.11.1994, в том числе и для России.

Интересно
В соответствии со ст. 1 Соглашения беженец – это «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия и преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами».

Вынужденным переселенцем согласно ст. 2 Соглашения является «лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны» по тем же основаниям, что и беженец.

Необходимо отметить, что данные определения понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» несколько отличаются от определений, содержащихся в национальном законодательстве стран СНГ, Конвенции ООН о правовом статусе беженцев 1951 г. и Протоколе к нему 1967 г.

Более того, понятие «вынужденный переселенец» используется только в соглашениях, заключенных в рамках ООН.

Соглашение предусматривает, что государства-участники обеспечивают защиту беженцев и вынужденных переселенцев и членов семей в соответствии с международными соглашениями в этой области, и в большей части прав предоставляют им национальный режим.

На двустороннем уровне государствами СНГ также заключен ряд соглашений в этой сфере. Среди них Соглашение между Россией и Киргизией о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев 1997 г. Такое же Соглашение было заключено в 1998 г. между Россией и Казахстаном (вступило в силу 17.04.2000).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)