Организация товародвижения в сфере товарного обращения

Процесс пространственного перемещения товаров от предприятий – изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.

Товародвижение включает в себя:

  • физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления разными видами транспорта;
  • прохождение товарной массы через склады в сфере товарного обращения;
  • подготовку товаров к продаже на предприятиях торговли.

Товародвижение – сложный технологический процесс, на который оказывает влияние множество факторов, подразделяющихся на четыре группы.

Группа 1. Производственные факторы.

Фактор 1. Размещение производственных предприятий. При размещении производства вблизи источников сырья усложняется процесс товародвижения, так как это вызывает необходимость перевозки товаров набольшие расстояния. Поэтому при выборе места производства необходимо рассчитывать расходы на доставку товаров потребителям.

Фактор 2. Специализация производственных предприятий на выпуске узкого ассортимента продукции. Это приводит к тому, что до поступления на розничное торговое предприятие товарные партии узкого ассортимента должны проходить через одно и более оптовых звеньев.

Фактор 3. Сезонный характер производства. Ассортимент товаров в розничной торговой сети существенно изменяется на протяжении года, что вызывает необходимость внесения корректировок в организацию процесса товародвижения.

Группа 2. Развитие транспортных связей.

Фактор 1. Состояние транспортных путей сообщения. На них влияет сезонность, отсутствие качественных дорог.

Фактор2. Виды транспорта. При организации товародвижения необходимо обосновать использование определённого вида транспорта. Цель выбора вида транспорта – снижение затрат на перевозку и разработка экономичных маршрутов.

Группа 3. Социальные факторы.

Фактор 1. Плотность населения. При невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров, так как приходится преодолевать большие расстояния, а товары проходят через большее число посредников.

Фактор 2. Уровень денежных доходов населения. Чем выше уровень доходов, тем больше определённость в спросе.

Группа 4. Торговые факторы.

Фактор 1. Размеры, специализация и размещение предприятий торговли.

Организация товароснабжения для одиночных торговых точек, розничных торговых сетей, арендуемых торговых мест, внемагазинных форм продажи и интернет-магазинов существенно различается.

Фактор 2. Сложность ассортимента товаров и их свойства. От этого фактора зависит подготовка товаров к поставкам в оптовом звене.

Фактор 3. Уровень организации товароснабжения розничной торговой сети. К примеру, в розничных торговых сетях создаются собственные распределительные центры, поэтому товары закупаются напрямую у производителей.

Рациональная организация процесса товародвижения – одна из важнейших функций коммерческой деятельности. Поэтому необходимо определять наиболее благоприятные направления движения потоков товаров, использовать экономичные виды транспорта для перевозки товаров, создавать сеть оптовых складов.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев. От рациональности организации процесса товародвижения зависит качество торгового обслуживания населения и время оборота товаров. Для этого необходимо создать технологическую цепь товародвижения.

Технологическая цепь по доставке товаров должна отвечать следующим требованиям:

  • способностью своевременно и бесперебойно доставлять товары до потребителей;
  • соответствием доставленных товарных партий договору поставки по количеству и качеству;
  • широким ассортиментом товаров;
  • минимальными затратами на товародвижение;
  • минимизацией времени доставки от поставщика до потребителя.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются: производственные предприятия; оптовые торговые предприятия; розничные торговые предприятия.

Условия рациональной организации процесса товародвижения. В основе рациональной организации процесса товародвижения лежит соблюдение пяти принципов.

Принцип 1. Перемещение производства в места потребления. Кратчайший путь обеспечивает ускорение воспроизводства капитала и наименьшие расходы по продвижению товаров.

Принцип 2. Установление оптимальной формы и звенности движения товаров. При организации товародвижения используются две формы: транзитная и складская.

Транзитная форма – завоз товаров в магазины осуществляется непосредственно с производственных предприятий. Применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Складская форма – товары с целью подсортировки проходят через складские звенья. Используется для товаров сложного ассортимента.

Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Совокупность посредников по доведению товаров до розничных торговых предприятий именуется каналом товародвижения.

Производитель принимает решение о том, чтобы доставлять товар до розничных торговых предприятий самостоятельно или передать товар посредникам. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывают путём отношения оптового товарооборота к розничному товарообороту.

Принцип 3. Выбор транспортных средств и их эффективное использование. Этот принцип используется при организации товародвижения на уровне отдельных торговых предприятий.

При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров, место расположения предприятия поставщика и клиента.

Кроме того, должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги. Транспорт выбирается по видам (автомобильный, железнодорожный, водный и т.д.) и по грузоподъёмности в пределах одного вида.

Принцип 4. Широкое применение контейнеров, поддонов и средств механизации при организации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Использование специализированной тары и средств механизации в процессе товародвижения позволяет исключить тяжёлый ручной труд, существенно повысить производительность труда и добиться значительного экономического эффекта от их внедрения.

К примеру, расходы на доставку и реализацию 1 тонны груза снижаются на 40–45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку транспортного средства сокращается в 5 раз.

К средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ относят автопогрузчики и специальные тележки для перевозки грузов внутри склада.

Принцип 5. Постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Организация товародвижения с соблюдением основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всей сферы товарного обращения.

Высокая эффективность товародвижения достигается:

  • единством технологической цепи, когда на всем её протяжении используются одинаковые технологии;
  • поточной обработкой грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей операции;
  • подготовкой товаров к продаже путём их фасовки, упаковывания и комплектации.

Изучение процессов товародвижения позволяет получить общее представление о структуре сферы товарного обращения, а также изучить основные направления совершенствования доставки и складирования товаров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)