Петербургская декларация Европейского союза и Российской Федерации 2003 г

Саммит ЕС – Россия в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. принял решение о создании четырех общих пространств с целью построения расширенной Европы без новых разграничительных линий, а Санкт- Петербургское заявление, одобренное на саммите, подтвердило приверженность сторон к дальнейшему укреплению стратегического партнерства на основе общих ценностей:

  1. Экономическое пространство.
  2. Пространство свободы, безопасности и правосудия.
  3. Пространство сотрудничества в области внешней безопасности.
  4. Пространство в области научных исследований, образования и культуры.

1. Общее экономическое пространство ставит задачи:

  • сближение экономики ЕС и РФ, сделав их более совместимыми, с целью развития инвестиций и торговли. Конечной целью является интеграция рынков ЕС и РФ;
  • сближение законодательства, что не обязательно должно повлечь за собой гармонизацию российских законодательных норм и стандартов с законодательством ЕС;
  • сотрудничество в области охраны окружающей среды. ЕС приветствовал ратификацию Российской Федерацией Киотского протокола в ноябре 2004 г.;
    • вступление РФ в ВТО (двустороннее соглашение об условиях вступления России в ВТО подписано весной 2004 г.);
  • сотрудничество в области энергетики;
  • развитие трансъевропейской транспортной системы (автодорог, связующих звеньев на железнодорожном транспорте), энергетики (трубопроводов, связующих звеньев между энергетическими системами) и телекоммуникаций.

2. Общее пространство свободы, безопасности и правосудия касается той области, которая также известна как «юстиция и внутренние дела». Это развивающаяся область между ЕС и РФ, основанная на уважении прав человека, сотрудничестве в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, трансграничной преступностью, включая торговлю людьми и наркотрафик.

Для решения данных проблем ЕС и РФ необходимо эффективное сотрудничество в законодательной сфере и сотрудничество правоохранительных органов. В то же время ЕС и РФ твердо убеждены, что усилия, направленные на обеспечение большей безопасности и улучшение охраны государственных границ, не должны привести к возведению барьеров на пути взаимодействия в рамках закона между экономиками и обществами.

Граждане должны иметь большую свободу передвижения, именно в этом и заключается смысл начавшихся переговоров по упрощению визового режима на взаимной основе. Активно продолжаются двусторонние переговоры по соглашению о реадмиссии. В более длительной перспективе ЕС и РФ надеются создать необходимые условия (в частности, безопасность проездных документов, охрана границ), которые позволят устранить на взаимной основе визовые ограничения.

3. Общее пространство сотрудничества в области внешней безопасности позволит развивать сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности, подчеркивая важную роль таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ и Совет Европы. Существуют широкие возможности для РФ и ЕС объединить свои усилия для предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и восстановительной работы после конфликтов. Особенно это верно в отношении «замороженных» региональных конфликтов в сопредельных странах.

4. Общее пространство в области научных исследований, образования и культуры имеет своей целью развитие сотрудничества в данных сферах, в частности через программы обмена. Такие программы помогут укрепить общий экономический интеллектуальный потенциал, и в то же время будут содействовать развитию контактов между людьми и лучшему взаимопониманию между обществами. На саммите ЕС – Россия, который состоялся в Гааге в ноябре 2004 г., было решено создать в Москве Институт европейских исследований.

На саммите ЕС – Россия, который состоялся в Москве в мае 2005 г., был принят пакет так называемых «дорожные карт», включающих кратко- и среднесрочные мероприятия, которые необходимо выполнить для создания четырех общих пространств. Они были разработаны в ходе постоянного сотрудничества и включают конкретные цели и действия, необходимые для реализации концепции общих пространств. Они также определяют аспекты сотрудничества ЕС и РФ на среднесрочный период.

«Дорожная карта» по общему экономическому пространству устанавливает перечень необходимых действий, направленных на создание условий, которые будут способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, укреплять экономическое сотрудничество и процесс реформирования, усиливать конкурентоспособность экономик ЕС и России на основе принципов недискриминации, транспарентности, эффективного управления и с учетом диалога деловых кругов, ведущегося в рамках Круглого стола промышленников России и ЕС.

«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия предусматривает перечень задач и действий, необходимых для создания общего пространства свободы, безопасности и правосудия.

Для создания общего пространства свободы необходимо реализовать задачу, заключающуюся в содействии контактам и поездкам между РФ и ЕС, в обеспечении облегченного пересечения границы на законных основаниях и пребывания на законных основаниях на их территориях, а также в совместной работе в целях противодействия нелегальной миграции и нелегальной трансграничной деятельности.

Для реализации данной задачи необходимо развивать сотрудничество между РФ и ЕС в таких приоритетных областях:

  • содействие облегчению передвижения людей и реадмиссии;
  • сотрудничество по пограничным вопросам;
  • обеспечение эффективной миграционной политики;
  • развитие сотрудничества в сфере политики в области предоставления убежища.

Для создания общего пространства по безопасности необходимо совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности.

Для реализации данной задачи предусмотрено следующее:

  • активизировать сотрудничество между РФ и ЕС в области противодействия терроризму и определить пути совместной работы по предотвращению терроризма и борьбе с ним в соответствии с нормами международного права, в частности в области прав человека, права беженцев и гуманитарного права;
  • повышать защищенность документов и предотвращать использование одним лицом документов, удостоверяющих личность, выписанных на других лиц, поддельных или похищенных документов, дающих право на пересечение границы (проездных документов);
  • бороться с трансграничной преступностью, в том числе путем развития сотрудничества между правоохранительными органами (отдельные сферы правонарушений содержатся в последующих разделах);
  • содействовать становлению всеобъемлющего режима борьбы с отмыванием денег;
  • решать проблему наркотических средств (включая предложение и незаконный оборот наркотиков, предотвращение спроса на наркотики и ограничение ущерба);
  • бороться с торговлей людьми;
  • бороться с коррупцией;
  • бороться с оборотом похищенных транспортных средств и предметов, представляющих культурную и историческую ценность.

Для создания общего пространства в области правосудия должна быть реализована задача, заключающаяся в содействии повышению эффективности судебной системы РФ и государств – членов ЕС и независимости суда, а также в развитии судебного сотрудничества между РФ и ЕС.

В целях достижения поставленной задачи необходимо усилить сотрудничество РФ – ЕС в следующих приоритетных областях:

  • содействовать повышению эффективности судебной системы;
  • совершенствовать сотрудничество по уголовным делам;
  • развивать сотрудничество по гражданским делам.

«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности направлена на укрепление сотрудничества и диалога по вопросам безопасности и кризисного регулирования с целью реагирования на современные глобальные и региональные вызовы и основные угрозы, особенно такие как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, существующие и потенциальные региональные и локальные конфликты.

Особое внимание планируется уделить обеспечению международной стабильности, в том числе в регионах, прилегающих к границам РФ и ЕС. Сотрудничество должно быть направлено на укрепление международного мира и стабильности в соответствии с Уставом ООН, на создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и процветания в РФ и ЕС.

Для достижения поставленных целей РФ и ЕС предполагают расширять сотрудничество в следующих приоритетных областях:

  • усиленный диалог и сотрудничество на международной арене;
  • борьба с терроризмом;
  • нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение;
  • сотрудничество в кризисном регулировании;
  • сотрудничество в области гражданской защиты.

«Дорожная карта» по общему пространству в области научных исследований, образования и культуры направлена на достижение цели создания данного общего пространства – использование богатого интеллектуального наследства и накопленных знаний РФ и ЕС для содействия экономическому росту с участием гражданского общества в РФ и ЕС и повышению уровня конкурентоспособности экономик РФ и ЕС.

Для реализации поставленной цели необходимо активизировать связи и обмены в сфере образования и культуры среди молодежи, а также способствовать выявлению и применению наилучшей практики в этих областях.

Для построения общего пространства в области исследований, науки и технологий необходима реализация следующих задач:

  • построение в РФ и ЕС общества, основанного на знаниях;
  • обеспечение высоких темпов роста конкурентоспособности и экономического развития путем модернизации национальных экономик и использования передовых достижений науки;
  • укрепление и оптимизация связей между научными исследованиями и инновациями;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства в области научных исследований и инноваций.

Для создания общего пространства в области образования необходимо следующее:

  • содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса;
  • стимулировать углубление сотрудничества в области неформального образования для молодежи, направленного на создание условий для интеграции молодых людей в общественную жизнь и поощрение их инициативности; оказание помощи молодым людям в получении знаний, навыков, квалификации и признание значимости подобного опыта; содействие развитию межкультурного диалога и расширению сотрудничества с соседними странами-партнерами;
  • способствовать развитию образовательных программ для молодежи по продвижению здорового образа жизни (физические упражнения, борьба с курением, употреблением алкоголя и наркотиков, СПИД/ВИЧ и т.д.).

Для реализации задачи по созданию общего пространства в области культуры РФ и ЕС наметили планы:

  • продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству между РФ и ЕС;
  • содействовать творчеству и мобильности деятелей культуры, повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы;
  • укреплять и усиливать европейскую идентичность на основе общих ценностей, включая свободу выражения, демократическое функционирование СМИ, соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и продвижение культурного и языкового многообразия как основы жизнеспособности гражданского общества в Европе без разделительных линий;
  • развивать сотрудничество между сферами культуры РФ и ЕС в целях увеличения их культурного и экономического значения.

По своему характеру цели и задачи, поставленные в вышеуказанных четырех «Дорожных картах», а также меры и действия, предусмотренные в них для создания четырех общих пространств, представляют собой план и области развития отношений между РФ и ЕС на ближайшую перспективу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)