Практика создания и особенности развития моногородов за рубежом

Мировой опыт развития моногородов связан с проведением структурной перестройки экономики. Осуществление подобной политики основывается на активном участии общественных организаций, а также местных властей и бизнеса, которые, консолидируясь, вместе решают городские проблемы.

На основе государственных и региональных мер поддержки, реализуются мероприятия социальной направленности, в первую очередь, связанные с преодолением безработицы.

Под моногородом, в международной практике, понимается населенный пункт, где существует тесная связь между функционированием крупного (градообразующего) предприятия и экономико-социальными аспектами жизни самого поселения.

На современном этапе экономического развития города служат необходимым ареалом концентрации экономического и социокультурного потенциала общества, обеспечивая оптимальное функционирование экономики территорий различного уровня.

В экономическом смысле город, городское поселение – это, прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.

В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в США к городам относят поселения с численностью населения свыше 2,5 тысяч человек, в Исландии – 200 человек. В некоторых странах, кроме численности населения, учитывается плотность населения, уровень развития инфраструктуры и структура занятости.

Переход к постиндустриальному производству и наукоемким технологиям приводил к утере конкурентоспособности предприятия, и, соответственно, к падению уровня жизни населения.

Большую часть моно профильных городов за рубежом составляют небольшие по масштабам города с численностью населения до 50 тыс. жителей.

Зарубежные ученые выделяют следующие признаки городов, по которым их можно отнести к моно профильным:

• функционирование одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка;

• наличие цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок;

• значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного или нескольких крупных предприятий;

• подчинение городской планировки особенностям производственной деятельности основного предприятия;

• высокие риски экологического загрязнения;

• простая структура занятости населения;

• слабый уровень диверсификации экономики города.

При этом каждый тип моно профильных городов обладает присущими им особенностями социально-экономической среды и, следовательно, особыми потребностями в части поддержки социального сектора. Определяющим элементом любого моногорода выступает, как правило, градообразующее предприятие.

Выделяются три формы специализации моногорода:

• монофункциональный город, содержащий ограниченное число предприятий, которые обеспечивают его существование и развитие. При этом моно специализация может возникать и при наличии нескольких предприятий, которые формально относятся к разным отраслям, но взаимосвязаны единой производственной цепочкой или обслуживают один и тот же рынок;

• моно отраслевой город, где существуют несколько предприятий ведущей градообразующей отрасли;

• моноцентрический город, в котором функционирует единственное предприятие.

Исходя из представленных выше определений, можно отметить общую характерную особенность, присущую и российским, и иностранным моногородам, – низкий уровень диверсификации городской экономики.

Моно профильные города за рубежом также в основном ориентированы на производство продукции невысокого уровня технологического передела. Таким образом, и основные проблемы, с которыми сталкиваются моно профильные города за рубежом, связаны с проблемой диверсификации и деиндустриализации.

Представляет интерес для исследования, предложенное учеными понятие символический регионализм – термин, введенный немецким исследователем В. Ротом, который он связывает со стремлением жителей современных городских вернуться к местам происхождения их родственников, со своеобразной ностальгией по «сельскому» образу жизни в условиях растущей урбанизации и глобализации мира.

В новых условиях периферийные регионы, по Роту, получают второе рождение, становясь объектом ностальгии горожан и одновременно предметом научного изучения. Понятие «регионализм» в таком контексте приобретает, помимо прочего, субъективное измерение.

Это один из видов нового регионализма. Новый регионализм включает в себя экономический, политический, социальный и культурный аспекты.

По мнению М. Фезерстоуна, в современную эпоху проявляется своеобразная ностальгия, запрос на восстановление или изобретение региональных культур, которые могут быть расценены как средство усиления вторичного «чувства локальности» в условиях глобализации мировой экономики, распространения медийного общества и культуры потребления. Регионы бывают разного уровня.

К. Рот выделил четыре типа регионов:

Микро регионы. Относительно небольшие по размеру объединение, часто охватывают город и прилегающую к нему территорию; пространство повседневного существования индивидов.

Примеры:

Донецкий промышленный район

Приднепровский промышленный район

Харьковский промышленный район

Мезо регионы. Территориальные образования среднего уровня, которые находятся по пространственной шкале между городом / районом и государством, имеют самоназвание и собственную историю:

Сибирь

Подолье

Полесье

Макрорегионы (образования, находящиеся между государствами и континентами):

Северная Америка

Южная Америка

Микронезия

Регионы глобального уровня:

«Средиземноморский регион»

«Тихоокеанский регион»

«Ближний Восток»

Океания

Регион традиционно рассматривается как административная единица государства, ячейка сетки административно-территориального деления, где действуют региональные властные институты с определенными компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации, происходит региональная политическая жизнь.

С одной стороны, регион воспринимается как субъект действия, вырастает в ходе регионального самоопределения, политики самого региона и его ключевых групп как сложной игры коалиций элит, мест, ценностей и интересов.

С другой стороны, регион рассматривается как объект создания со стороны государства.
По замечанию лидера школы пространственного анализа в так называемой «Новой географии» Дэвида Харви, исторически государство прочно утвердило себя в качестве главного субъекта производства географического знания:

Государственный аппарат с интересами в правильности, администрации, налоговой сфере, планировании и социальном контроле, последовательно, с восемнадцатого века, создавался как основное место сбора и анализа географической информации.

Государство с помощью механизмов планирования основывает нормативные программы для производства пространства, определения территориальности, географического распределения населения, экономической деятельности, социальной политики, богатства и благополучия.

Созданные в результате государственной политики регионы называют формальными и их отличают от неформальных регионов.

К. Рот на материале Юго-Восточной Европы показывает, что формальные регионы имеют четко определенные границы, тогда как границы неформальных регионов – четко не обозначены и отличаются динамичностью, а их функции – множественностью и сложностью.

Существование неформальных регионов может определяться самими учеными на основании специальных исследований территориальной структуры по тем или иным политическим характеристикам.

Неформальные регионы часто обозначают также как районы, которые рождаются в результате экспертного выбора в пользу дискретности, которая предусматривает проведение границ между районами.

При этом политологами при создании регионов учитывается не только институциональный, но и исторический фактор.

Различные научные школы, которые изучают международные отношения, по-разному трактуют феномен современного регионализма и предлагают различные теории, описывающие его. И этих теорий будет появляться все больше и больше, потому что осмысление проблем, связанных с имеющимися процессами глобализации и регионализации – необходимая потребность сегодняшнего и, тем более, завтрашнего, дня.

Остановимся на примерах из реальной социально-экономической жизни регионов и городов.

Соединенные Штаты Америки

Показателен пример развития военного производства в Нью-Мексико. Военная промышленность обеспечивала половину всех рабочих мест. На Техас и Калифорнию приходилось более 50% всех изготовляемых в стране ракет и космической техники. Экономический рост вызывал приток капиталов и трудовых ресурсов. В последние десятилетия двадцатого века в эти штаты прибыло около 8 млн. чел. из других районов страны.

В городах Детройт, Филадельфия, Кливленд, Ньюкасл (Северо-восток США), разместились предприятия тяжелой промышленности, которые длительное время были основой экономического развития США. В тоже время, города района Аппалачей, где был центр каменноугольной промышленности, пережили кризисные явления, связанные с переходом энергетики на углеводородные источники. Безработица в городах района достигала 40%, что вызвало массовую миграцию 2 млн. населения.

В группу депрессивных районов входят штаты Новой Англии и регион Великих озер (промышленный Север). В штатах преобладали каменноугольная промышленность, черная металлургия, но замедление их развития привело к депрессии.

Федеральным правительством США была предпринят целый пакет программ и законоположений. «Программа экономических возможностей», разработавшая критерии определения «бедствующих» территорий. Создано Министерство жилищного строительства, и началась реализация «программы по общественным работам и экономическому развитию». С нее началось масштабное дорожное строительство в депрессивных районах.

«Программа регионального развития Аппалачей». Перед ней стояла задача ликвидировать изолированность района как основную причину его длительного хозяйственного застоя путём развёртывания автодорожного строительства.

Пакет документов имел социальную направленность, связанную с созданием населению условия для здорового образа жизни, получения профессии, повышения занятости. Осуществление этих программ подкреплялось активным участием общественных организаций, которые лоббировали проведение программ, как через Конгресс, так и через законодательные органы штатов.

Были сформулированы направления и разработан инструментарий реструктуризации экономики. В частности, объединение городских властей, бизнеса и местных жителей для решения социально-экономических проблем; переориентацию экономики на развитие сферы услуг широкого спектра.

  1. Государственное регулирование рынка труда реализовывалось по следующим направлениям:
  2. стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
  3. подготовку и переподготовку рабочей силы;
  4. содействие найму рабочей силы;
  5. социальное страхование безработицы;
  6. децентрализация рынка труда;
  7. совершенствование регионального законодательства о труде;
  8. формирование федеральных фондов и фондов штатов.

Канада.

В стране приняты и успешно реализованы специальные программы развития северных частей провинций Квебек, Онтарио, Альберта и др. Города создавались как центры экономической активности всей прилегающей территории. При этом активно привлекались ученые и специалисты различного профиля для проведения конкретных исследований.

Были успешно реализованы следующие, так называемые, «тотальные» программы: «Лицом к северу», «Дорога к ресурсам». Программы предусматривали систему льготного налогообложения и предоставления преференций для предпринимателей.

Активно внедряются меры диверсификации экономики: развиваются традиционные национальные ремесла, деревообработка, сфера услуг и др.; разрабатываются программы поддержки малого бизнеса. Государство приняло на себя обязанности по развитию инфраструктуры, в первую очередь электроэнергетики и транспортных коммуникаций.

Национальная служба занятости обеспечивает выполнение обязанностей по материальной поддержки в целях перераспределения доходов между людьми и регионами и укрепления экономической стабильности.

Германия.

Рурский регион в настоящее время объединяет в один коммунальный союз 11 городов (численность населения – 5,4 млн. чел.). Регулирование угольной промышленности, сочетающее использование разных экономических институтов и инструментов, позволило избежать обвального падения производства.

За это время осуществлена управляемая реструктуризация экономики Рура. Основными направлениями стали: модернизация «старых» отраслей промышленности, развитие высшего образования, создание технологических центров, улучшение окружающей среды.

В последние десятилетия двадцатого века, основано 5 новых университетов с целью расширения возможностей повышения квалификации, сокращения молодежной безработицы, ограничения эмиграции из региона, привлечения новых кадров.

Около двадцати, технологических центров дополняют научно-инновационный потенциал региона.
Федеральное правительство выбрало путь специальной экономической поддержки Рурского региона: выделены дотации угольной промышленности, осуществляется субсидирование потребления угля.

Государство законодательно определяло минимально необходимый объем добычи в стране, размеры дотаций, достаточных для безубыточной работы угледобывающих предприятий, субсидий высвобождающимся рабочим и затраты на их переквалификацию.

На правительственном уровне принята Программа действий, ключевые моменты которой были направлены на поддержку рынка труда, повышение квалификации, помощь исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, решение вопросов экологии.

Великобритания.

Региональные проблемы в Великобритании проявлялись в бурном развитии одних и отсталости других районов. На Юго-Востоке острой стала проблема высокой концентрации промышленности и населения, что сказывалось на снижении темпов роста населения.

Для районов Севера, Северо-Запада и Уэльса были характерны отток молодежи, высокая безработица, низкий уровень заработной платы. В Шотландии наиболее крупные предприятия контролировались ино-
странным капиталом.

Государство приняло меры по решению проблем. Правительством Великобритании была реализована программа «Схема переноса промышленности».

Главными задачами государственной политики Великобритании являлись:

  • прекращение «растрат» рабочей силы в «менее процветающих регионах»;
  • улучшение соотношения между спросом и предложением рабочей силы;
  • содействие созданию устойчивых темпов экономического роста, поощрение более диверсифицированной промышленной структуры, особенно в депрессивных районах, где велика концентрация «старых» отраслей.

Последующие программы регионального развития предусматривали вовлечение в решение проблем различных слоев населения. Согласно разработанному «Закону о промышленности», «округа развития» были превращены в непрерывную зону «районов развития».

Наравне с этим существовали специальные программы помощи длительно безработным. Создавались возможности работать на добровольных началах или на условиях неполной занятости; с 3-недельным испытательным сроком, во время которого деньги нанятому безработному платит государство, а не работодатель.

Новая национальная программа разработана для интенсивной помощи в получении работы молодым людям в возрасте 18-24 лет, которые находятся без работы более года. Специальная программа переобучения длительно безработных была реорганизована так, чтобы не менее 50% её участников по окончании обучения получили работу.

Четыре крупнейших банка Великобритании предоставляют ссуды на развитие карьеры. Для оплаты обучения этими ссудами воспользовалось свыше 67 тыс. чел. Новая форма помощи по специальной программе предоставляла ссуды малым фирмам на обучение персонала на срок от 13 месяцев.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)