Совершенная конкуренция в антимонопольном праве

Совершенная конкуренция или как часто в литературе её называют свободной конкуренцией, складывается в условиях, когда в сфере производства действует большое количество мелких фирм, каждая из которых производит одинаковые товары, и при этом ни одна из них самостоятельно не может оказать существенного влияния на изменение рыночной цены.

Примером совершенной конкуренции могут служить рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют и др.

Характерные черты совершенной конкуренции:

  • одновременное функционирование на рынке множества фирм, из которых ни одна из них не занимает значительной доли рынка;
  • продукция конкурирующих фирм является однородной (стандартизированной);
  • новые фирмы могут свободно входить, а уже существующие свободно покидать рынок;
  • покупатели и продавцы имеют равный доступ ко всем видам информации.

Это значит, что все покупатели и продавцы располагают достаточной информацией о ценах на товары и о ценах на все виды затрат, необходимых для их производства, отсутствуют барьеры при входе на рынок и выхода с рынка.

Эффективность функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции зависит от ряда факторов.

Например, фирма будет продолжать свою деятельность, даже неся убытки, если будет минимизировать их на краткосрочном временном интервале, выпускать продукцию, если предельный доход выше средних переменных издержек.

В экономике, где все рынки находятся в состоянии совершенной конкуренции, предприниматели производят то количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

Хотя совершенная конкуренция в современных условиях и занимает определенное место в рыночной экономике, однако в реальной действительности преобладает несовершенная конкуренция.

Интересно
В зависимости от степени преобладания конкуренции или монополии выделяют два вида несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия.

Главным условием появления несовершенной конкуренции стала дифференциация продукта и отсутствие на рынке товаров – субститутов (заменителей).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)