Современные образовательные технологии

Одним из путей решения множества задач, стоящих перед школой сегодня, могут и должны стать современные образовательные технологии.

В настоящее время в российской педагогике и педагогической практике наиболее часто используются два понятия – «образовательные технологии» и «педагогические технологии», которые в значительной степени перекрываются и совпадают.

Существует множество точек зрения и трактовок понятий, связанных с технологическим подходом в образовании. Самое широкое из множества понятий, используемых сегодня исследователями и педагогами-практиками – «образовательные технологии.

Образовательные технологии включают весь спектр технологий, используемых в образовании, но не соотносимый с каким–либо конкретным видом педагогической деятельности или предметной сферой.

Качественное своеобразие педагогических технологий определяется своеобразием педагогики как профессиональной сферы, где они служат инструментом освоения педагогического содержания. Однако надо заметить, что достаточно часто понятия «образовательные технологии» и «педагогические технологии» используются как синонимы.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

Различают общие и частные технологии

К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления.

Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных – типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Любая образовательная технология включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается;
  • системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании.

Педагогические технологии, которые появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода – это те технологии, цель и результат которых жестко взаимосвязаны, а результативность диагностируема.

По классификации М.В. Кларина, это так называемые «жесткие» или «строгие» технологии. Это технологии, в основном, направленные на усвоение содержания, например, «модель полного усвоения», или освоение несложных (диагностируемых) умений.

Признаками технологии обычно называют:

  • диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);
  • воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);
  • воспроизводимость педагогических результатов.

Тем не менее, воспроизводимость не означает замену учителя идеальной машиной.

Важнейший критерий эффективности – надежность в достижении результатов

Итак, сегодня в научной литературе существует множество определений понятия «технология», общий смысл которых можно свести к следующему: педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель.

В то же время, в конце двадцатого века данном контексте стали активно развиваться образовательные технологии, ставящие более «широкие» цели (развитие исследовательских, творческих способностей ученика, развитие критического мышления), не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика.

Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием «личностно ориентированные образовательные технологии».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)