Сущность понятия региональная экономическая безопасность

Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран, допускает весьма широкую интерпретацию.

Экономическая безопасность синтетическая категория политической экономики и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.п.

Для того чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определить в чем его суть.

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности – это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Понятие «угроза» и «безопасность» тесно связаны друг с другом, невозможно провести полное исследование экономической безопасности, не изучив угрозы как экономические, так и не экономические.

Угроза вообще, а не только экономическая, называется таковой потому, что она либо создает опасность разрушения объекта, либо наносит ему более или менее значительный ущерб. Что касается разрушения, здесь все ясно.

Под ним можно понимать, например, лишение доступа к ресурсам, приводящее к голодной смерти, или дезорганизацию денежного обращения, сопровождающуюся распадом хозяйственной системы страны, или потерю способности правительства к управлению экономикой. Сложности возникают, когда делается попытка определить уровень ущерба, позволяющий говорить об угрозе экономической безопасности, но при котором дело до разрушительных событий не доходит.

В норме экономические угрозы являются обратной стороной экономического выигрыша и обычным условием деятельности в рыночной конкурентной среде.

Экономический ущерб, причиняемый субъекту, может быть связан с его неспособностью противостоять конкуренции и быть результатом его внутренних факторов, например, плохого управления. Ущерб может явиться и следствием воздействия внешних факторов – как сознательных действий со стороны других государств, так и стихийных.

При этом сознательные действия партнера не обязательно должны быть направлены на нанесение ущерба, а могут преследовать его собственные внутренние цели. Стихийные события могут иметь частный характер, относясь к колебаниям на отдельных рынках, или общий, будучи связанными с дестабилизацией мировой экономической системы в целом.

Распространенной является точка зрения, согласно которой лишь очень немногие экономические угрозы заслуживают того, чтобы связывать их с проблемой экономической безопасности. Большая часть угроз, считают ее сторонники, связана с обычной, повседневной экономической деятельностью и составляет ее издержки.

То, что в краткосрочном плане выглядит угрозой, например, эмбарго на поставки нефти, в долгосрочной перспективе может обернуться стимулом для более рациональной энергетической политики и ускорения технологического развития.

Ущерб может выражаться в потере дохода или в уничтожении целых отраслей промышленности и все же не выходить за рамки нормальной (и в своей норме безжалостной) конкурентной борьбы.

Важный аспект проблемы безопасности заключен в отношениях страны с институционализированной частью международной экономической системы. Так, развивающиеся страны, выступающие за новый международный экономический порядок, утверждают, что в современной системе взаимозависимости они оказались загнанными в невыгодное положение.

А поскольку существующая международная экономическая система не предоставляет им возможности выбраться из этого неблагоприятного для них положения, то сама эта система рассматривается ими как угроза их экономической безопасности.

Исследователи пытаются классифицировать и обобщить угрозы. Все угрозы подразделяют на угрозы международной, национальной и региональной экономической безопасности, а также угрозы экономической безопасности предприятия и личности.

Существует два подхода к классификации угроз: классификация по источнику угрозы и по типу угрозы. При классификации угроз экономической безопасности «по источнику» их разделяют на две большие группы – на угрозы экономического и политического происхождения.

Источником большинства экологических, криминальных и прочих угроз являются несовершенства экономических и политических институтов либо экономико-политические процессы, протекающие в международной системе (такие, как глобализация, политическая интеграция, развитие информационных технологий и т.д.).

Рис.1. Структура национальной безопасности

Структуру локальной или региональной экономической безопасности целесообразно рассмотреть с точки зрения противодействия угрозам.

Рис.2. Структура угроз региональной экономической безопасности

Совокупность внутренних угроз возникает под влиянием текущего состояния экономики региона. Так, если в регионе отсутствует направленность на эффективное развитие производственной и социальной сферы, при этом обострены экономическая, политическая, экологическая ситуации, возможно формирование факторов, дестабилизирующих региональную экономическую независимость.

Внешние угрозы носят, в некотором смысле самостоятельный от экономики отдельного региона характер, так как зарождаются они в зависимости от состояния государства и мирового хозяйства.

Наиболее часто в зависимости от сферы жизнедеятельности региона исследователями используются социально-экономические индикаторы, приведенные в таблице 1. Рассматривают их, как правило, в динамике лет, что позволяет помимо угроз экономической безопасности, также выявить и тенденции развития экономики региона.

Таблица. Индикаторы оценки экономической безопасности региона

По мнению С. Глазьева безопасность экономическая – «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции».

В целом экономическая безопасность большинством авторов рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ и защиту, и покровительство гражданам России, находящимся за ее пределами.

Кроме того, субъектами безопасности являются граждане, общественные организации и объединения, обладавшие правами и обязанностями по обеспечению безопасности в соответствии с законом. По определению Госстандарта: человек или группа людей, осуществляющих воздействие на безопасность.

Объекты безопасности – выделяемая субъектом часть материального мира для цели управления безопасностью. Основными объектами безопасности России являются: личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К объектам безопасности также относятся предприятия, объединения, учреждения реальной, либо нематериальной сферы производства.

Предмет государственной деятельности в области экономической безопасности:

– определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

– формирование и реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и прогрессивного развития субъекта безопасности, неуязвимость и независимость его экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Региональная (локальная) экономическая безопасность характеризуется экономической безопасностью региона (субъекта федерации). К важнейшим угрозам экономической безопасности региона можно отнести экономическую реинтеграцию регионов, состояние транспортного комплекса, региональный монополизм, региональные экономические кризисы и др.

Необходимо остановиться на ключевой проблеме, связанной с формированием новых рыночных отношений, а именно: тенденциях развития и оценке состояния регионального сектора экономики. Нужно отметить, что ранее региональному уровню уделялось гораздо меньше внимания, чем национальной экономической безопасности. Однако в настоящее время, когда практически все регионы сталкиваются с множеством острых и сложных проблем – экономических, социальных, этнополитических, экологических и прочих, изучение этого уровня приобретает особую значимость.

Так, среди региональных аспектов, по мнению В. Сенчагова, основное значение имеют проблемы:

а) сепаратизма, ведущего к разрушению сложившегося социально-экономического и технологического пространства, сырьевых, товарных и информационных потоков;
б) развития депрессивных районов;
в) формирования новых полюсов и региональных центров роста.

Регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, инфраструктуры регионального и локального значения, использования недвижимости, поддержания правопорядка, развития специальных форм культуры, образования и здравоохранения.

При этом необходимо сохранить единое военно-политическое и социально-экономическое пространство, обеспечивающее беспрепятственное перемещение товаров, сырья, трудовых ресурсов.

В. Сенчагов, под региональной экономической безопасностью, понимает способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействием внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциал и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей.

Его определение достаточно полно характеризует состояние экономической безопасности региона.

Кризисное состояние экономики и социальной сферы регионов может сформироваться под влиянием следующих процессов и явлений, способных создать угрозы экономической безопасности государства:

– деформации территориальной структуры и межрайонных связей, вызванных как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям рыночной экономики;

– низкая конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий регионального хозяйства, вызванная их технической отсталостью, неэффективного использования сырья, топлива и энергии высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, низким качеством продукции при высоких издержках производства;

– нарушение нормальных процессов воспроизводства общественного продукта и населения;

– высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм;

– высокий уровень изношенности и технологическая отсталость производственных и непроизводственных основных фондов, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

– недостаточный для удовлетворения платежеспособного спроса уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

– ухудшение состояния научно-технического потенциала регионов;

– отставание в формировании институциональной инфраструктуры и региональных рынков товаров, труда и капитала;

– отставание в развитии минерально-сырьевой базы, в приросте разведанных запасов полезных ископаемых;

– низкий уровень использования природных ресурсов, природоохранной деятельности и экологической безопасности;

– спад производства, вызывающий высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни людей;

– усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, ограничение доступа возрастающей части населения к нормальному медицинскому обслуживанию, образованию, достижениям культуры, ухудшение физического и нравственного здоровья населения;

– усиление территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития;

– слабость институтов власти, недостаточно четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления федеральными, субъектов Федерации и местными, реальное неравноправие субъектов Федерации;

– неэффективная налоговая и бюджетно-кредитная системы;

– неэффективность решений и действий органов власти и управления, проводимой ими экономической, социальной и региональной политики;

– ухудшение криминогенной обстановки;

– ухудшение структуры экспорта, увеличение в ней доли топливно-сырьевых товаров;

– усиление конкуренции импортных товаров и зависимости от их поставок;

– развитие внешних экономиче6ских связей приграничных районов в ущерб внутрироссийским связям и интересам, экономической и национальной безопасности.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, сформулируем свое определение региональной экономической безопасности. Итак, региональная экономическая безопасность – это такое состояние региональной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним.

Экономическая безопасность на любом из ее уровнях и в частности на региональном уровне должна рассматриваться как система отношений общества и государства и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный подход.

Региональная экономическая безопасность – это такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним.

На региональную экономическую безопасность влияют внешние факторы, связанные с международной и национальной экономической безопасностью.

Оказывают влияние и внутренние факторы, связанные с экономической безопасностью отдельного предприятия или каждой отдельной личности.

Кроме того, факторы, являющиеся внутренними для одного уровня экономической безопасности, для другого могут быть внешними. Системность данного подхода к экономической безопасности заключается в единообразии предложенных определений. Источник этого единообразия – единая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

Особенностью механизма обеспечения экономической безопасности является то, что он должен проходить в два этапа – мониторинг безопасности и управление безопасностью. Мониторинг безопасности – непрерывное наблюдение за возникновением негативных воздействий (угроз) на экономику региона, определение их видов и причин возникновения.

При его осуществлении необходимо придерживаться принципа непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга. Мониторинг целесообразно проводить ежеквартально и в целом за прошедший год, в исключительных случаях можно отслеживать кризисные ситуации ежемесячно.

Основными задачами мониторинга являются: оценка состояния и динамики развития экономики; выявление деструктивных тенденций и кризисных явлений в экономики региона; определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия критических угроз на экономику региона; прогнозирование негативных последствий кризисных ситуаций.

Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона.

Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)