Технологическое развитие и космос

Первые мероприятия на европейском уровне по развитию и поддержке научно-исследовательской деятельности начали проводиться еще в 1950-е гг. при создании Европейских сообществ.

Интересно
Первоначально они ограничивались, главным образом, исследованиями ядерной энергетики (в рамках Евратома), в частности, путем выделения финансовой помощи государствам-членам, предприятиям и учреждениям атомной промышленности, разработки и финансирования многолетних (сроком до пяти лет) “программ исследований и обучения”, через Общий центр ядерных исследований Евратома, под началом которого было разрешено создать специальный университет и школы для обучения специалистов.

Соответствующие мероприятия продолжают осуществляться и в настоящее время на основании специальных глав Договора о Евратоме в редакции Лиссабонского договора (гл. 2 “Развитие научных исследований” и 3 “Распространение знаний” раздела II “Положения но содействию прогресса в области ядерной энергии”).

Для реализации исследовательских проектов используется и указанное выше полномочие Совета ЕС по учреждению в рамках Евратома совместных предприятий, например, совместного предприятия по строительству международного термоядерного реактора ITER. Учредителями и участниками данного предприятия выступают Евратом, государства-члены и третьи страны, заключившие с Евратомом специальное соглашение о сотрудничестве (Решение 2007/198/Евратом Совета от 27 марта 2007 г. об учреждении совместного предприятия в целях ITER и развития энергии ядерного синтеза, и о предоставлении ему преимуществ).

Опыт, полученный в рамках Евратома, послужил предпосылкой для проведения Союзом мероприятий но поддержке научных исследований в других сферах, представляющих общий интерес. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься в 1970-е гг. (на основании политических решений встречи в верхах руководителей государств-членов в Париже 19–20 октября 1972 г. и Резолюции Совета от 14 января 1974 г. о координации национальной политики и об определении мероприятий, представляющих интерес для Сообщества в сфере науки и технологий).

В качестве самостоятельной сферы внутренней компетенции ЕС (в то время Европейского экономического сообщества) “научные исследования и технологическое развитие” были признаны Единым европейским актом 1986 г. Лиссабонский договор 2007 г. дополнил данную сферу мероприятиями Союза по исследованию и освоению космического пространства (“научные исследования, технологическое развитие и космос”).

Деятельность ЕС в области научных исследований, технологического развития и космоса тесно связана с другими сферами компетенции Союза, в частности, с рассмотренными выше мероприятиями по повышению конкурентоспособности промышленности. Согласно ст. 179 ДФЕС главными целями действий Союза в области научных исследований, технологического развития и космоса служат “укрепить свои научные и технологические основы”, “создать благоприятные условия для развития своей конкурентоспособности, в том числе конкурентоспособности своей промышленности”, “содействовать другим научно-исследовательским мероприятиям”, которые признаны необходимыми на основании других положений учредительных документов.

В этих целях перед Союзом также поставлена задача оказывать поддержку предприятиям, научно-исследовательским центрам и университетам в проведении “высококачественных исследований”, в достижении “высококачественного технологического развития”, а также в развитии сотрудничества в масштабах ЕС в целом (§ 2 ст. 179 ДФЕС).

Главным инструментом поддержки научно-исследовательской деятельности в ЕС выступают многолетние рамочные про- граммы, на основании которых из бюджета ЕС выделяются средства (гранты) на проведение конкретных научных исследований. В соответствии со ст. 182 ДФЕС рамочные программы утверждаются посредством законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС (например, Седьмая рамочная программа ЕС по научным исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности на 2007–2013 гг., утвержденная Решением № 1982/2006/ЕС Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2006 г.).

В ходе реализации многолетних рамочных программ утверждаются “специальные программы” в отношении конкретных научно-исследовательских мероприятий (§ 3–4 ст. 175 ДФЕС). Союз также может утверждать “дополнительные программы”, в которых участвуют отдельные государства-члены (ст. 194 ДФЕС), или участвовать в программах, сообща реализуемым несколькими государствами-членами (ст. 185 ДФЕС).

В целях реализации союзных программ ЕС в соответствии со ст. 187 ДФЕС Союз уполномочен “создавать совместные предприятия или любые другие структуры”, например, совместное предприятие “Галилео” для управления будущей европейской системой космической навигацией, аналогом российской “Глонасс” или американской “GPS” (Регламент (ЕС) № 876/2002 Европейского парламента и Совета от 21 мая 2002 г. о создании совместного предприятия “Галилео”).

Важной новеллой, внесенной Лиссабонским договором в рассматриваемую сферу компетенции ЕС, стали положения, которые поручают Союзу разработать европейскую космическую политику. В соответствии со ст. 188 ДФЕС для этого посредством законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС должна быть утверждена специальная “европейская космическая программа”.

Еще одним принципиальным дополнением Лиссабонского договора в правовой режим деятельности Союза в области научных исследований, технологического развития и космоса стали положения о формировании в рамках ЕС европейского пространства научных исследований (англ. European Research Area; франц. Espace europeen de la recherche). Меры, необходимые для этих целей, должны быть утверждены посредством законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС (§ 5 ст. 182 ДФЕС).

Результатом формирования европейского пространства научных исследований призвано стать введение в ЕС еще одной свободы передвижения (перемещения) через государственные границы, дополняющей собой свободы, ранее признанные в контексте внутреннего рынка ЕС и пространства свободы, безопасности правосудия (свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов, а также свобода передвижения судебных решений).

В ст. 179 ДФЕС эта новая свобода получила наименование “свободное перемещение исследователей, научных познаний и технологий”. Чаще, в том числе в источниках вторичного права ЕС, используется ее краткое обозначение свободное перемещение знаний (англ. free movement of knowledge; франц. libre circulation de la connaissance).

В соответствии со ст. 4 ДФЕС научные исследования, технологические развития и космос отнесены к категории совместной компетенции с оговоркой о том, что осуществление Союзом данной компетенции “не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию” по аналогичным вопросам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)