Территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ

Непосредственная реализация полномочий в сфере миграции осуществляется подразделениями (управлениями, отделами) по вопросам миграции территориальных органов МВД России (далее по тексту – подразделения по вопросам миграции).

Однако, на сегодняшний день, реформирование системы органов миграционного контроля (надзора) находится в активной фазе и структура, а также полномочия этих органов (подразделений) окончательного законодательного закрепления не получили.

Территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются по решению Министра в пределах штатной численности для решения следующих основных задач:

  1. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
  2. Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
  3. Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
  4. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
  5. Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
  6. Реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.
  7. Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

К основным функциям территориальных подразделений ГУВМ МВД России могут быть отнесены:

  • разработка краткосрочных и долговременных прогнозов миграционных процессов в субъекте Российской Федерации;
  • обеспечение порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца, а также порядка предоставления политического или временного убежища;
  • осуществление приема и временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, организация работы пунктов приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев;
  • учет и регистрация лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, а также лиц, получивших статус беженца или вынужденного переселенца, ведение статистического наблюдения за численностью и составом этих лиц;
  • обеспечение оформления и выдачи этим лицам соответствующих документов, ведение учета выданных документов;
  • подготовка предложений по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ежегодном приеме этим субъектом возможного количества лиц, признанных беженцами или вынужденными переселенцами, либо получивших временное убежище;
  • содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства и беженцам во временном обустройстве, обеспечение их занятости;
  • участие в содействии гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за ее пределами, в добровольном переселении на территорию России;
  • осуществление совместно с другими органами исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, обеспечение иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • участие в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан России за пределами Российской Федерации, и контроле за этой деятельностью; оформление и выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации и контроль за целевым использованием иностранной рабочей силы;
  • проведение совместно с другими территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти проверок организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иных физических лиц в части привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации, и осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей;
  • компенсация расходов вынужденных переселенцев и беженцев, в случаях приобретения (строительства) жилья для временного поселения, постоянного проживания, социального найма или аренды. В последнем случае подразделение по делам миграции выступает в качестве арендатора жилых помещений, предназначенных для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев;
  • ведение банков данных иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных вынужденными переселенцами и беженцами либо получивших временное убежище;
  • проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию и подавших ходатайство о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации, осуществление их обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
  • участие в проведении мероприятий по выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, и выполнение других функций.

Структура территориального подразделения ГУВМ МВД России обуславливается решаемыми задачами и спецификой его деятельности и закрепляется положением о нем, утверждаемым приказом ГУВМ МВД России.

В структуру территориального подразделения ГУВМ МВД России входят: руководство (начальник и заместители), структурные и территориальные подразделения.

В качестве структурных подразделений территориального органа ГУВМ МВД России могут создаваться:

  • отдел паспортной и регистрационной работы;
  • отдел оформления заграничных паспортов;
  • отдел оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство;
  • отдел по вопросам гражданства;
  • отдел по вопросам трудовой миграции;
  • отдел по вопросам вынужденных переселенцев и беженцев;
  • отдел по работе с иностранными гражданами на пунктах пропуска;
  • отдел по организации иммиграционного контроля;
  • отдел по сопровождению государственных услуг;
  • отдел организации служебной деятельности подразделений по вопросам миграции.

В завершении хотелось бы отметить, что правовой статус ГУВМ МВД России и его территориальных подразделений весьма противоречив.

С одной стороны, Управление и подчиненные ему подразделения ориентированы на оказание населению государственных услуг и это большая часть реализуемых ими полномочий.

В этом смысле деятельность ГУВМ МВД России должна организовываться с учетом «общественного заказа».

С другой стороны, оно является основным подразделением органа исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере миграции и противодействие незаконной миграции.

Данная сторона деятельности, предполагает управляющее воздействие в обратном направлении: от ГУВМ МВД России к подконтрольным лицам.

Данные противоречия не только приводят к недопониманию со стороны населения статуса и характера деятельности подразделения, но и неизменно отражаются на его внутриорганизационной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)