Трудные дети и группы риска

Наверное, в любом коллективе найдется ученик, который нарушает дисциплину, нерегулярно и небрежно выполняет домашние задания, дерзит учителю, придирается к одноклассникам. Всё это, разумеется, не радует учителя и не располагает его к этому ребенку. Но, несмотря на это, учитель должен попытаться найти общий язык с непослушным учеником и выяснить причины такого поведения.

Интересно
Иногда за неприглядными внешними проявлениями могут скрываться положительные качества. Если понять личность «нарушителя спокойствия», найти к нему индивидуальный подход, он может предстать перед учителем как обладатель незаурядного ума, чуткого и отзывчивого сердца, больших способностей к усвоению знаний.

Важно пробудить в ученике веру в свои силы, чувство собственного достоинства и помочь ему адаптироваться в окружающей действительности.

Пример из опыта работы (Керженцева А.В, зав. кафедрой НОО ИПК и ПРО КБГУ, «О роли учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста»)

Ученик второго класса Э. не блистал способностями, мало высказывался на уроках, заикался. Но учитель заметила его склонность к математике. На уроках она предлагала ему сложные задания, советовала прочитать научно-популярные брошюры. Это углубило его понимание математики.

Но следовало избежать однобокости в развитии мальчика, сформировать у него интерес к разным сферам жизни, науки, искусства. Учитель привлекла ребенка к содержательной жизни класса, познанию действительности, приобщение к ценностям литературы и искусства.

В классе проводилось много экскурсий на природу, в экологический центр, здесь завели живой уголок. На уроках и во внеклассных занятиях дети развивали новые интересы. Бьющая ключом жизнь захватила Э. Он охотно участвовал в занятиях класса. Мальчик поверил в себя.

Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о неудачах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам — это залог здоровой атмосферы в классе.

Дети группы риска

Большое профилактическое значение имеет правовое просвещение и правовое воспитание учащихся, склонных к противоправным проступкам.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие группы риска подразумевает следующие категории детей:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Да, группой риска для несовершеннолетних могут, к сожалению, являться и их собственные семьи. На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:

  • невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;
  • отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;
  • наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов, пренебрежительное отношение членов семьи к труду и другим важным гражданским обязанностям;
  • вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятиями азартными играми.

В таких семьях как способ общения утвердились взаимное неуважение, грубость, жестокость, цинизм в межличностных отношениях. Становясь привычными для детей, с одной стороны, они вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой — формируют аналогичные качества и отношения у самих детей.

Ребёнок ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей. Контроль за трудными семьями государства и общества должен быть постоянным и действенным, работу с ними необходимо проводить исключительно в интересах детей.

Полиция, социальные службы могут применять к таким семьям определённые меры; учебные заведения могут, со своей стороны, активизировать индивидуальную работу в области правового просвещения.

Большое значение имеет предупредительное воздействие на личность учащегося, то есть индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность учащегося, так и на окружающую его среду.

Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: тщательное изучение личности детей «группы риска»; определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые на практике можно было бы добиться поставленных целей и задач; выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Задачи работы с детьми группы риска

  • формирование у детей отношения к праву как социальной ценности и понимания необходимости правовых знаний;
  • выявление интересов, способностей и склонностей ребёнка для его дальнейшего профессионального самоопределения;
  • формирование готовности и способности разрешать конфликты мирным путём, в том числе с использованием различных норм и правил;
  • воспитание уважения к закону и общественным ценностям, развитие гражданской ответственности.
  • оказание помощи семье в решении проблем воспитания, социально- психологическое просвещение родителей, усиление их роли в воспитании детей.

Основные направления работы

  1. Профилактика правонарушений и наркомании. Организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;
    работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений; правовое просвещение учащихся.
  2. Помощь в профессиональной ориентации и самоопределении учащихся. Профессиональная диагностика (анкетирование); профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии); профессиональное консультирование (работа с психологом, педагогами); посещение выставок «Образование — это твое будущее».
  3. Стимулирование культурно-творческой деятельности учащихся. Участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; каникулярный отдых.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
  5. Просветительская деятельность.Формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления; социально-педагогическая диагностика различных категорий детей; проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов.
  6. Работа с родителями. Оказание помощи родителям в решении социальных, юридических, социально-психологических вопросов. Индивидуальная работа с членами многодетных и социально незащищённых семей, семьями с детьми-инвалидами; консультирование.
  7. Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания; создание служб школьной медиации в образовательных организациях с целью создания благоприятной среды и урегулирования конфликтов между детьми, родителями, учителями и администрацией образовательной организации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)